Эпоха уклонения от уплаты налогов заканчивается…
В начале 90-х на развороте всех популярных рекламных изданий были десятки объявлений «обналичу». Стоимость незаконной обналички тогда составляла 1-2 %, тогда ее незаконности никто не замечал. Шло первоначальное накопление капитала. Этот капитал нужен был всем: до «перестройки» ни у кого из нас не было нормального загородного дома, импортного автомобиля и прочих разных благ цивилизации. И если коммерсанты теоретически могли заработать на жизнь, не уклоняясь от налогов, чиновники на зарплату жить отказались. Им нужны были откаты (я думаю, не необходимости сейчас уже разъяснять это понятие), а получить их можно было от предпринимателей в виде кэша, через обналичку. Само собой, при незаконном обналичивании средств происходило и уклонение от уплаты налогов.
Последние 10-15 лет на государственном уровне была предпринята программа борьбы с этим явлением, и в 16-17 году она явно дала значительный эффект. Мало того, что стоимость обналички повысилась до 10-15%, активность правоохранительных органов и ужесточение законодательства привели к значительному увеличению риска уголовного преследования.
Осторожно, двери закрываются.
Как государство борется с незаконным обналичиванием и уклонением предприятий от уплаты налогов? Совершенствуется законодательство, улучшается администрирование налогов. Для примера приведу ссылки на некоторые принятые нормы, разъяснения ФНС и постановления КС с кратким их комментарием.
- Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О – введено оценочное понятие «добросовестности» налогоплательщика и указано, что применение этого понятия влияет на налоговые последствия его действия.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 НК…» Указано, что субъективная оценка поведения налогоплательщика, которая дается должностным лицом ФНС, регулирует приостановление течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Это означает, что если налогоплательщик «недобросовестный», его можно привлечь к ответственности за пределами срока давности (трех лет).
- Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" – сформулированы критерии, по которым судам следует определять обоснованность налоговой выгоды. С этого момента у ФНС появилась возможность выявлять схемы уклонения от уплаты налогов, достаточно произвольно толкуя понятие обоснованности налоговых вычетов.
- В НК введен раздел V.1 «Взаимозависимые лица» (1 января 2012 года) – с этого момента налоговый орган изучает хозяйственные отношения аффилированных лиц на предмет построения схем уклонения от уплаты налогов.
- ФНС России в письме № 3-7-07/84 от 11.02.2010 указало признаки «однодневок»: это юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, зарегистрированное по адресу массовой регистрации, учредителем или директором которого является гражданин, участвующий или руководящий более чем 5 компаниями. С 2013 года данные о массовых адресах и директорах/учредителях появились в свободном доступе https://egrul.nalog.ru https://kontur.ru/articles/401 https://www.n46.ru/rf/reg/adresa-massovoy-registratsii.php.
- Федеральным законом от 07.12.2011 N 419-ФЗ Уголовный Кодекс дополнен статьями 173.1. «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица» и 173.2. «Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица». Введено понятие «подставное лицо» - участник или директор юридического лица. Появилась (хоть и небольшая) судебная практика по делам ст. 173.1 и 173.2.
- 28.06.2013 в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена ст. 5.2, позволяющая банку отказать в открытии р/счета при наличии подозрения в том, что он будет использоваться для легализации преступных доходов. На практике с 2016 года банки стали со ссылкой на эту норму отказывать в обслуживании компаний, не находящихся по месту регистрации и/или совершающих платежи на фирмы «однодневки». Банки назначены государством «смотрящими» за бизнесом и неплохо справляются со своей задачей.
- Законом N 382-ФЗ от 29.11.2014 введена редакция п.5 ст. 174 НК, в соответствии с которой декларация по НДС должна сдаваться в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Это позволило установить новое программное обеспечение (система «НДС» и «НДС-2»), которое позволяет налоговым органам в автоматическом режиме анализировать декларации налогоплательщиков. В результате налоговый орган видит «разрывы» по НДС в цепочке контрагентов и получил возможность почти безошибочно определять фирму «однодневку», созданную для уклонения от уплаты налогов, а также потенциальных бенефициаров этой схемы.
- Закон № 376-ФЗ от 24.11.2014 г. получил неофициальное название «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)». Закон:
- вводит механизм налогообложения в России прибыли КИК путем включения нераспределенной прибыли данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц — резидентов РФ (глава 3.4 НК РФ);
- изменяет правила признания организаций налоговыми резидентами РФ, вводя критерий «места фактического управления» (ст. 246.2 НК РФ);
- ограничивает применение международных соглашений о двойном налогообложении с помощью правила «фактического получателя дохода» (ст. 7, 312 НК РФ).
Изменения в НК РФ вступили в силу с 1 января 2015 года.
- Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ в статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены изменения. С 1 сентября 2017 года юридическое лицо, у которого в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения, может быть ликвидировано решением налогового органа без суда. Чаще всего недостоверными признаются сведения об адресе местонахождения (80% случаев), руководителе, участниках обществ.
- Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ Закон N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" дополнен ст. 3.1. Если при исключении Общества из ЕГРЮЛ его обязательства не исполнены (в том числе вследствие причинения вреда) и это обусловлено тем, что лица, определяющие действия Общества действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого Общества. Норма вступает в силу в силу с 1 сентября 2017 года.
- Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ изменен п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который будет применяться к поданным после 01.07.2017 заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Теперь кредитор (зачастую это налоговый орган) может взыскать задолженность компании с ее руководителя в течение 3 лет после завершения конкурсного производства.
- Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ дополняет НК РФ новой ст. 54.1, которая уточняет условия получения налоговой выгоды. Ст. 54.1НК РФ расширяет обязанности плательщиков, которые претендуют на получение налогового вычета. Теперь им нужно будет доказать, что: *основной целью совершения сделки не являются неуплата налога; *обязательство по сделке исполнено лично самим контрагентом, или уполномоченным на это лицом.
- Налоговые и следственные органы подготовили подробные методические рекомендации о поиске и доказывания умысла, направленного на неуплату налогов в письме ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017г.
- В Письме ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 налоговики и следователи разработали методическое пособие на 20 листах с подробным описанием схем уклонения от уплаты налогов.
- Законопроект № 927133-6 (одобрен СФ) вводит в УК статьи 199.3 и 199.4, которые предусматривают ответственность физлица и организации от уклонения от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2017 года.
- На основании Федерального закона № 134-ФЗ и Приказа ФНС от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ ФНС должна была с 25 июля 2017г. (пока это не удалось) открыть для всех желающих на сайте ФНС сведения о суммах недоимки и задолженности предприятий по пеням и штрафам, налоговых правонарушениях и мерах ответственности за них. Налоговая тайна отменяется! С одной стороны, это дает возможность оперативно проверить контрагента и правильно оценить налоговые риски. С другой - сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие финансовые данные, которые станут публичными, получат рейдеры и конкуренты.
Что же будет с бизнесом и с нами…
Несмотря на все усилия ФНС и законодателя, которые, безусловно дали большой эффект собираемости налогов, две проблемы сегодняшнего дня не дают возможности кардинально решить проблему уклонения от уплаты налогов.
Во-первых, чиновники не хотят и не могут вот так просто взять, и всем вместе отказаться от откатов и взяток. Это страшная ржа, коррупция, разъедает весь государственный механизм снизу доверху, включая правоохранительные органы.
Во-вторых, предприниматели, уклоняющиеся от налогов, и законопослушные налогоплательщики находятся в разных условиях. «Уклонисты» имеют возможность продавать товар дешевле, и поэтому более конкурентоспособны, а компании, решившие работать «по белому», уступают свою нишу на рынке тем, кто рискует и нарушает закон.
Вторая из перечисленных проблем может быть решена постепенно, путем постепенного «закручивания гаек», что, собственно, и происходит. Предприниматели, уклоняющееся от налогов со временем поймут, что убытки, которые они понесут после привлечения к уголовной ответственности, заметно превышают выигрыш, полученный от неуплаты налогов. На это нужно время, но это скоро произойдет.
Но не будет незаконного обналичивания – не будет и огромных откатов. Коррупция съежится до общемировых размеров. Что же будут делать наши чиновники, распорядители бюджетных средств? Неужели им придется жить на зарплату?