Порядок проведения камеральной проверки
1. Основанием для начала камеральной проверки может стать подозрение сотрудника налогового органа в совершении юридическим лицом или предпринимателем налогового правонарушения. Как правило, основаниями для такого подозрения являются:
- Налогоплательщик использует налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
- Подача налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ).
- Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
- Проверка участника договора инвестиционного товарищества (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).
- Проверка по консолидированной группе налогоплательщиков (п. 11 ст. 88 НК РФ).
- Проверка налогов проводится в связи с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).
- Обнаружены ошибки в декларации и (или) противоречия (несоответствия) показателей в представленных документах (п. 3 ст. 88 НК РФ).
- Суммы, заявленные к уплате налогов в декларации, по мнению налогового органа не соответствуют оборотам налогоплательщика;
- Проведение налогоплательщиком экспортных операций (ст. 165 НК РФ).
- Не включение в базу НДС с аванса, который получен в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше шести месяцев (п. 13 ст. 167 НК РФ).
- Двойное налогообложение по налогу на имущество (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).
- Экспортно-импортные операции с компаниями Беларуси и Казахстана
2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными инспектором ИФНС без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п.2 ст. 88 НК).
НК не обязывает налоговых инспекторов извещать налогоплательщика о проведении камеральной проверки поданных налоговых деклараций (расчетов). Фактически, проверка проводится автоматически по каждой представленной декларации (расчету), как минимум в виде автоматизированной сверки контрольных соотношений.
В ходе проверки проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и первичные бухгалтерские документы (договора, акты, счета-фактуры и пр.) Руководитель предприятия или предприниматель могут быть вызваны на налоговый допрос (ст. НК). На практике в ходе камеральной проверки ФНС зачастую проводит следующие мероприятия налогового контроля (ст. 86, 90 - 97 НК):
- истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц (так называемая встречная проверка), обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- привлечение специалиста, переводчика;
- выемку документов;
- осмотр помещений и территорий.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны в течение 10 дней после окончания проверки составить акт камеральной налоговой проверки (ст. 100 НК).
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (ст. 81 НК), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.
3. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
4. Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (или его заместителем) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока окончания проверки. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ст. 101 НК).
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых (уже после вручения акта и рассмотрения возражений по нему) руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
5. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
6. Если проверка начата из-за подачи налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение НДС, а при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм (ст. 176 НК).
Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично). Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.