Обжалование решений налоговых органов
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК). Только после рассмотрения жалобы в Управлении ФНС налогоплательщик получает право на обращение в арбитражный суд.
Жалоба в Управление может направляться как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. В чем разница между этими процедурами, и какая из них выгоднее?
Апелляционная жалоба, как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы — один месяц с момента вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ).
Преимущество подачи апелляционной жалобы — решение ИФНС не вступит в силу вплоть до его утверждения (или отмены) вышестоящим органом. А на это НК отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.
Дело в том, что судебное обжалование решения, не вступившего в силу, НК признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Жалоба относительно вступившего в силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК).
В соответствии с п. 3 ст. 140 НК решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Этот срок должен исчисляться с момента получения налогоплательщиком решения вышестоящего налогового органа (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 № 10025/11).
Обратитесь к опытному адвокату по налоговым спорам для защиты Вашего бизнеса!