Возбуждение уголовного дела по результатам налоговой проверки

В результате проведения камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщик может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения.  В этом случае ему доначисляются налоги, взыскиваются пени и штрафы. Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в Управлении ФНС (апелляция) в течение 30 дней с момента вынесения решения,  после отказа (частичного отказа) в удовлетворении жалобы решение вступает в силу. Это решение в течение 3 месяцев  можно обжаловать в арбитражном суде. Дела в арбитражном суде рассматриваются в течение 3-6 месяцев, а решение налогового органа уже вступило в законную силу, и подлежит исполнению вне зависимости от принятия судом  иска к производству. 

Налоговый орган направляет налогоплательщику (на основании решения о привлечении к ответственности) требование об уплате налога. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения этого требования (п. 3 ст. 32 НК) налогоплательщик не оплатил недоимку, у налогового органа возникает обязанность произвести анализ суммы недоимки и определить: размер суммы неуплаты соответствует ли требованиям ст. 198-199.2 УК. Если да, размер неуплаты является крупным или особо крупным, то в течение 10 дней со дня наступления срока оплаты дело направляется в следственные органы (в настоящее время это подследственность Следственного комитета РФ). 

Для предприятий крупным размером (ст. 199. 199.1 УК) признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей. При этом должно соблюдаться условие, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Если сумма превышает шесть миллионов рублей, соотношение с суммами уплаченных ранее налогов не имеет значение и неуплата считается совершенной в крупном размере.

Особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Тот факт, что налогоплательщик оспаривает в арбитражном суде решение налогового органа, не влияет на работу следственных органов. Они вправе проводить доследственную проверку, возбуждать уголовное дело. Дело возбуждается в отношении руководителя юридического лица или предпринимателя (или гражданина, не являющегося предпринимателем). В рамках дела следователь может проводить обыски, допросы директора и сотрудников предприятия, запрашивать документы у контрагентов, проводить экспертизы и иные следственные действия. Если арбитражный суд отменит решение налогового органа, после вступления в силу решения суда уголовное дело по ст. 198-199.1 должно быть прекращено. Однако в ходе расследования могут быть выявлены и иные нарушения, и следователь вправе предъявить руководителю предприятия дополнительное  обвинение с учетом новых обстоятельств. 

На практике прекращение уголовного преследования вследствие признания судом решения ИФНС недействительным - крайне редкое событие. Как правило, решение ИФНС  о взыскании неуплаченных налогов основано на непринятии к вычету из налогооблагаемой базы расходов, произведенных в пользу «фирм-однодневок», а говоря более строгим, юридическим языком, фирм, зарегистрированных с нарушением законодательства. Уже сам факт использования в  хозяйственной деятельности  предприятия таких «фирм» является правонарушением, с учетом введенных в действие в 2012 г. ст. 173.1 и 173.2 УК. Если следствию в процессе расследования дела по ст. 199 УК удается доказать причастность руководства предприятия к созданию или обеспечению деятельности «фирм-однодневок», даже при отмене решения ИФНС арбитражным судом уголовное дело будет не прекращено, а переквалифицировано по иным статьям УК.

Важно отметить, что исполнение налогоплательщиком требования ИФНС по уплате налога, пеней и штрафов, выставленного по результатам проверки, устраняет необходимость передачи дела в следственные органы и в этом случае уголовное дело не возбуждается. Однако часто сумма недоимки по результатам проверки настолько высока (десятки миллионов рублей), что выплатить такую сумму в бюджет у предприятия просто нет  возможности.

Если к налоговой ответственности привлекается не юридическое, а физическое лицо (например, предприниматель), то на время проведения доследственной проверки,  следствия и суда действия налогового органа по взысканию налога, пеней, штрафов приостанавливается (п. 15.1 ст. 101 НК).  В случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении, или судом будет вынесен оправдательный приговор, взыскание на основе решения возобновляется. Логика законодателя такова: оправдательный приговор или прекращение дела не приводит к  отмене решения ИФНС о взыскании налога и санкций. Если по результатам расследования вынесен обвинительный приговор, налоговый орган отменяет вынесенное решение в части привлечения налогоплательщика - физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, потому что лицо не может быть дважды наказано за совершение одного правонарушения.

Если проверка проведена в отношении юридического лица, ситуация меняется. К уголовной ответственности по ст. 199 УК привлекается руководитель предприятия, а к налоговой – само предприятие. Налоги, пени и штрафы взыскиваются с предприятия вне зависимости от процессуальных действий следственных органов и приговора суда по уголовному делу.

Процессуальные сроки проведения налоговой проверки, оспаривания решения ИФНС и возбуждения уголовного дела приведены в статье:  Процессуальные сроки при проведении налоговой проверки.

Дополнительные материалы